Резолюция V Всероссийского форума «Здоровье или табак»

Делегаты V Всероссийского форума «Здоровье или табак», включающие представителей федеральных и региональных исполнительных и законодательных органов власти Российской̆ Федерации, представителей̆ ВОЗ в России, российской̆ и международной̆ медицинской̆ общественности, науки, специалистов в области образования, культуры, спорта, экономики и демографии, представителей̆ гражданского общества, молодежных организаций и средств массовой̆информации считают своей̆целью поддержку и продолжение движения по снижению потребления табака в Российской̆ Федерации, для эффективной профилактики болезней, связанных с курением табака, направленную на увеличение продолжительности жизни российских граждан за счет снижения смертности от болезней связанных с потреблением табака.

Заслушав доклады представителей законодательной и исполнительной власти, экспертов, представителей науки и общественных организацийделегаты констатируют нижеследующее:

· Действующий в РФ на протяжении последних двух лет Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» является довольно успешным примером федерального антитабачного законодательного акта, т.к. соответствует требованиям Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

· Он вступил в действие с 1 июня 2013 г., и к настоящему времени практически полностью сформирована подзаконная нормативно-правовая база, необходимая для его реализации.

· За прошедшее время в РФ зафиксировано снижение потребления табака на 17%. Средний возраст начала курения у подростков вырос до 13 лет. В то же время число курильщиков все еще высоко.

· За два года действия закона сформирована правоприменительная практика, которая дает основания выделить основные проблемные моменты в реализации закона: низкая собираемость штрафов и выписка протоколов об административных правонарушениях в основном связана с тем, что должностные лица органов правопорядка и исполнительной власти относятся к нарушениям ФЗ-15 «лояльно» и как к «несерьезным».

· Не решен вопрос с запретом курения среди двух наиболее важных групп: медицинских работников и сотрудников полиции в форме, находящихся при исполнении. Это затрудняет как объективное отношение должностных лиц к курильщикам и более активное наложение административных взысканий, так и разъяснительную работу с населением и пациентами больниц. Кроме того, курение распространено на территориях и внутри помещений самих больниц.

· В связи с принятием и началом действия закона активизировались различные общественные организации и профессиональные сообщества (такие как «Общероссийское движение за права курильщиков»), активно спекулирующие на стремлении государства защитить здоровье своих граждан. При этом они ведут достаточной активную агитационно-пропагандистскую кампанию. Также агрессивную политику проводят и табачные компании. В этой связи инициируемые в рамках этой кампании поправки в Федеральный закон №15-ФЗ, призванные ослабить его, направлены, в том числе, на уменьшение перечня мест, в которых курение полностью запрещено, в том числе путем оборудования курительных комнат (что будет препятствовать снижению потребления табака среди курящих) и на возврат продажи сигарет в ларьках печатной прессы, что способно значительно повысить доступность табачной продукции и т.д. С этим же связанавысокая частота демонстрации сцен курения во вновь создаваемых художественных фильмах и сериалах.

· Большинство субъектов РФ не ведут активной деятельности по принятию и реализации эффективных региональных программ по борьбе с табаком.

· Бизнес сообщество не вполне готово к защите своих работников от вредного воздействия табачного дыма и создания бездымной̆среды на рабочих местах и рабочих зонах. И тем более не готово нести издержки, связанные с созданием такой среды. При этом не существует механизмов стимулирования работодателей к созданию условий для мотивации работников к ведению здорового образа жизни.

· Владельцы учреждений общепита (в т.ч. ночных клубов) зачастую не заинтересованы в соблюдении 15-ФЗ. Это проявляется в отсутствии принуждения клиентов к отказу от курения, нежелание вызывать сотрудников правоохранительных органов для составления административного материала. Особенно часто это происходит в ночное время, когда призванные контролировать деятельность таких учреждений сотрудники Роспотребнадзора не работают.

· Также в общепите существует проблема систематического уклонения от исполнения Закона в части маскирования табака для кальяна, путем представления кальянов в качестве «паровых коктейлей», «фруктовых смесей» и т.д. В реальности, по данным СМИ, в большинстве случаев наполнитель для кальянов содержит в себе табак, что является прямым нарушением закона. Кроме того, кальяны, независимо от начинки, являются источником большого числа болезнетворных бактерий, микробов и грибков.

· У контрольно-надзорных организаций (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор и МВД) нет единого регламента мониторинга исполнения Федерального закона №15-ФЗ. Процедура и сроки плановых проверок ограничены действием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что существенно ограничивает их действия.

· Акцизы на табачные изделия растут, но все еще находятся ниже уровня, установленного национальной Концепцией в соответствии с РКБТ. В этой связи сигареты остаются слишком доступными. В существующих условиях дефицита бюджета повышение акцизов на табак до уровня, среднего среди стран европейского региона ВОЗ, может принести в бюджет дополнительно до 450 млрд рублей.

· Гражданское общество, СМИ, общественные организации должны играть центральную роль в формировании поддержки и обеспечения соблюдения мер по борьбе с потреблением табака.

· Необходимо интенсифицировать сотрудничество государства и средств массовой информации в области пропаганды здорового образа жизни и отказа от вредных привычек · Важно использовать в том числе высокотехнологичные решения в борьбе с табаком. Такие как приложения для гаджетов и онлайн-сервисы, иные виды телекоммуникационных сервисов. Пропагандировать бесплатные линии для телефонного консультирования желающих бросить курить.

· Профилактика и снижение табакокурения должны стать важными стратегическими направлениями в решении демографических проблем в России, а именно, снижении преждевременной (предотвратимой) смертности и увеличения продолжительности жизни населения.

 · В целях эффективной борьбы против табака на пространстве ЕАЭС, провести VI форум «Здоровье или табак» в 2017 году с привлечением участников из России и стран ЕАЭС.

· Необходимо поддержать в рамках ЕАЭС Соглашение о запрете производства, ввоза и обращения некурительных табачных изделий, для предотвращения их распространения на территории Союза.

Делегаты V Всероссийского форума «Здоровье или табак» выступают за поддержку и массовое продвижение положений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15- ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», и обращаются с предложением:

 

Правительству Российской̆ Федерации:

· Взять под контроль согласование единых акцизов на табачную продукцию в рамках ЕАЭС, установив в соответствующем Соглашении минимальный целевой показатель акциза - не менее 100 рублей с пачки сигарет.

· Представителям Правительства Российской Федерации в Евразийской экономической комиссии ускорить процесс согласования Соглашения о запрете производства, ввоза и обращения некурительных табачных изделий, провести при необходимости согласительные совещания с остальными государствами-членами ЕАЭС.

· Разработать меры по стимулированию работодателей к мотивации работников к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.

· Проводить сбалансированную, но бескомпромиссную политику в области борьбы с табаком, не позволяющую ослабить антитабачное законодательство. Смертность от связанных с табаком причин возможно снизить только придерживаясь принципа непрерывности и последовательности в реализации всех без исключения мер, закрепленных в законе.

· Разработать единый регламент проверок для мониторинга исполнения закона №15- ФЗ контрольно-надзорными органами, разработать методические рекомендации по проведению мониторинга, с детальной проработкой методологии, индикаторов и критериев оценки результатов.

· Определить регламент, конкретные сроки и режим предоставления регулярной информации по мониторингу исполнения закона №15- ФЗ, определить ответственных исполнителей за предоставление информации по каждой позиции мониторинга.

 

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

· Ускорить принятие порядков и стандартов оказания медицинской помощи по отказу от курения.

· Росздравнадзору обеспечить исполнение нормативно-правовых актов по реализации положений Федерального закона № 15-ФЗ в медицинских учреждениях и на их территориях.

· Более широко задействовать в борьбе с курением в медицинских учреждениях общественные советы.

· Разработать программу, стимулирующую медицинских работников к отказу от курения и поэтапно вводящую запрет на курение среди медработников.

· Разработать и внедрить высокотехнологичные решения по контролю за соблюдением антитабачного законодательства (мобильные приложения, позволяющие сообщить о нарушении закона в соответствующие органы и т.д.)

· Рассмотреть возможность заключения соглашений с регионами о мониторинге исполнения антитабачного законодательства.

· Разработать и определить регламент мониторинга исполнения статьи 17 закона №15- ФЗ РОИВ субъектов РФ и Минздравом РФ.

 

Министерству внутренних дел Российской Федерации:

 · Рассмотреть возможность введения полного запрета на курение среди полицейских в форме при исполнении своих обязанностей в общественных местах.

· Рассмотреть возможность внутренним приказом донести до личного состава, что они правомочны составлять протоколы о нарушении требований 15-ФЗ в метах общественного питания, развлекательных заведениях.

Роспотребнадзору:

· Провести мониторинг заведений общественного питания и ночных клубов, в том числе, в ночное время, на предмет соблюдения ими антитабачного законодательства в части запрета на курение в общественных местах.

· Провести мониторинг предоставления услуг кальянов в части возможного содержания в кальянных смесях и дыме табака болезнетворных бактерий и вирусов.

· Усилить информирование граждан о возможности пожаловаться в территориальные подразделения Роспотребнадзора на несоблюдение антитабачного законодательства различными учреждениями.

 

Государственной̆ Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ

· Рассмотреть вопрос о запрете курения кальянов (в том числе бестабачных) в общественных местах.

· Рассмотреть и проработать вопрос о внесении поправок в федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», разрешающих участие граждан в контроле соблюдения ряда положений закона 15-ФЗ.

 

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской̆ Федерации и муниципалитетов:

· Активизировать работу по реализации региональных и муниципальных антитабачных программ.

· Разработать и приступить к реализации региональных информационно- коммуникационных стратегий по борьбе против потребления табака, информировать население о работе консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака, обеспечивающего работу всероссийской «горячей линии».

· Интенсифицировать работу по организации помощи желающим отказаться от потребления табака и лечению табачной̆ зависимости.

· Ознакомиться с опытом передовых регионов в реализации программ в области борьбы с курением: Красноярского края, Свердловской̆ области, Республики Чувашия, Республики Татарстан, Архангельской области и др.

· Рекомендовать органам управления здравоохранением внести в должностные инструкции врачей̆ и среднего медперсонала обязанности по профилактическому консультированию и по формированию здорового образа жизни, и в частности, в отказе от потребления табака.

 

Председатель организационного комитета Форума, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по охране здоровья, академик РАН Н.Ф. Герасименко

Вопрос-Ответ
Новости:
Культура питания – основа хорошего воспитания!

Сегодня специалист Свердловского областного центра медицинской профилактики, к.м.н. Ольга Андриянова провела школу здоровья «Азбука Подробнее...
21-11-2017

Подари книгу малышу!

20 ноября – Всемирный день ребенка! Этот праздник посвящен маленьким жителям нашей планеты. Этот день призван показывать всем, как в Подробнее...
20-11-2017

Сводные данные о ходе диспансеризации на 20.11.2017

По состоянию на 20.11.2017 диспансеризацией охвачено 498 591 житель Свердловской области, что составляет 67,6% от годового плана. Подробнее...
20-11-2017

архив
Полезные ссылки
ТФОМС Свердловской области Министерство здравоохранения Свердловской области Управление Росздравнадзора по Свердловской области Государственные услуги МИАЦ Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
Межведомственный контакт-центр «Здоровье жителей Среднего Урала» Телефон: 8-800-1000-153 (бесплатный)